Всем здравствуйте! В статье «Как аргументировать и доказать правоту своего мнения любому человеку?» мы столкнулись с таким парадоксом, что, если хочешь быть услышанным, научись прежде слушать сам. И вот сегодня мы как раз этим займёмся. Активное слушание это такой способ ведения разговора, когда тот, кто его применяет, показывает другому, что слышит его и понимает. Благодаря ему строятся доверительные или партнёрские отношения, улаживаются конфликты, снимается напряжение и создаётся тёплая, уютная, душевная атмосфера.
Виды
Придумал этот метод Карл Роджерс, один из создателей гуманистической психологии, а вот сам термин в нашу культуру ввела Юлия Гиппенрейтер, одна из самых известных российских психологов. Она считала, что каждый, просто обязан знать его, как бизнесмен, политик, так и обычный родитель, чтобы налаживать глубокий контакт с ребёнком.
Слушание может быть:
- Активное (рефлексивное) – процесс выяснения смысла сказанного, чтобы понять собеседника.
- Пассивное (нерефлексивное) – умение молчать, давая пространство другому выговориться или освободиться от накопившихся эмоций. Заключается в том, что используя этот метод, человек не перебивает, и изредка может лишь вставить пару слов, таких как: «Да-да», «Понимаю»…
- Эмпатичное – понимание эмоционального состояния собеседника, при чём, совместное проживание чувств, которые он испытывает.
Чем эффективно?
- Помогает поднять самооценку другому человеку, показывая, что нам важно то, что он говорит, и мы уважаем его мнение, даже если не согласны с ним
- Помогает выяснить проблемы и найти способы их решения
- Решает конфликтные ситуации
- Налаживает отношения с ребёнком и показывает ему на примере, как строить отношения с людьми и как к ним относиться
- Структурирует сложные эмоциональные переживания
- Даёт информацию о том, что чувствует другой и что с ним происходит не путём домыслов и догадок, а благодаря прямым вопросам и перефразированию
- Даёт пространство для самостоятельного поиска решений проблемы, принятия ответственности
- Помогает заметить малейшие нюансы, когда есть несоответствие в словах или ложь
Принципы
- Безоценочность суждений. То есть, мы не оцениваем то, что говорит нам собеседник, давая ему право на инаковость, даже если с чем-то не согласны.
Уважительные и здоровые отношения – это когда два разных человека с разными взглядами на жизнь и разным опытом находят способы, чтобы быть вместе, не разрушая, и меняя друг друга при этом.
Поэтому удержитесь от оценки, а так же от того, чтобы переубеждать его или вступать в спор. Используя этот принцип в своей жизни, вы научитесь уважать себя и других, строить глубокие и близкие отношения, ведь именно умение признавать право или мнение другого является явным признаком проявления личности, зрелой личности.
- Позитивность. Этот принцип призывает вас сохранять спокойствие и доброжелательность. Не стоит использовать категоричные высказывания или те, которые могут обидеть или ранить.
Искренность и честность. Если помните, в статье про невербальное общение, я уже говорил, что до 95% информации считывается на уровне подсознания, и что бы вы ни говорили и какие доводы не приводили, если вы лжёте – ваше тело обязательно будет об этом сигнализировать. Поэтому важно действительного хотеть понять другого человека. Бывает, что вы сами не в ресурсе, устали и чувствуете, что совсем нет сил, тогда просто скажите об этом.
Не мучайте себя и другого, в крайнем случае, разговор можно будет отложить. Иначе вполне естественно, если начнёте чувствовать раздражение, которое возникает при фрустрации потребностей. То есть, когда они не удовлетворяются. Подробнее о них можно рассмотреть в статье о потребностях по пирамиде Маслоу.
Приёмы
1.Пауза
Это как раз то пространство, я о котором я говорил в начале статьи. Удерживая паузу, вы даёте возможность себе и ему что-то осознать, вспомнить, придумать. Таким образом, вы немного отстраняетесь от влияния эмоций на ваши мысли и поступки, и становитесь способны увидеть сложившуюся ситуацию под другим углом. Умение приостановиться творит чудеса. И оно является самым сложным и простым одновременно.
Не каждый способен выдержать паузу, ведь тогда придётся столкнуться лицом к лицу со своими мыслями и эмоциями, от которых прежде сбегал с помощью забалтывания, быстрого темпа.
2.Уточнение
Это вопросы, с помощью которых становится возможным прояснить, что именно имел в виду собеседник. Порой это акцентирование внимания на неточности рассказа, которые также важно прояснить. К сожалению, часто происходит так, что мы домысливаем за другого, считая, что всё очевидно и понятно. К примеру, ведь даже такое знакомое всем понятие, как любовь, расшифровывается для каждого человека по-разному. И если девушка заявляет о том, что её больше не любит мужчина, не стоит сразу же поддерживать идею о том, какой он нехороший. Вот как раз с помощью уточнения можно узнать, что он заботится о ней, только вот в последнюю неделю пару раз придя домой, лёг спать. И не из-за отсутствия любви, а потому, что слишком напряжённые стали рабочие дни.
3.Перефразирование
Эта техника позволяет тому, кого слушают, получить обратную связь от вас и убедиться в том, что вы его понимаете, а также посмотреть на ситуацию немного по-другому, эмоционально от неё отдалившись. К тому же, даёт пищу для размышления о том, как я изъясняюсь и выгляжу в глазах людей, насколько я понятен для них. Следует просто повторить сказанное им, только коротко и немного другими словами, подчеркнуть главное и выделить смысл, который вам пытались донести.
4.Развитие мысли
Тут мы пробуем продолжить ход мыслей, если убедились, что верно поняли то, что нам хотели донести. Можно начать с такой фразы: «Ты хочешь сказать, что …».
5.Обратная связь
То есть наше впечатление о рассказе и самом рассказчике, только помните о принципе без оценочного суждения. Тут не стоит что-то советовать, просто скажите о своих чувствах, которые возникли, пока вы слушали, какие мысли вас посещали, можете привести в пример собственный опыт, если были в похожей ситуации.
6.Резюмирование
То есть, подведение итога беседы, она ведь не может длиться бесконечно. К примеру: «Если подытожить сказанное тобой, то ты…», «Итак, ты предлагаешь…»
Рекомендации
- Используя вышеперечисленные приемы во время общения, обязательно смотрите в глаза собеседнику. Это самое первое, что вы должны сделать – установить зрительный контакт. Улыбайтесь и кивайте головой, когда будет уместно. Про чтение по глазам, вы можете почитать в ранее опубликованной статье.
- Задавайте открытые вопросы, чтобы ответы были развёрнутыми. И следите за тем, чтобы они не выглядели, как допрос, помните про паузу и вставляйте обратную связь между ответами, если есть, что сказать.
- Перечитайте статью про невербальное общение, чтобы изучить открытые позы, жесты и мимику.
- Поощряйте его речь с помощью таких слов: «Ага», «понимаю», «да-да»… Также помогает такой метод, как «эхо», то есть следует повторить за ним последнее, либо ключевое слово. Он вынуждает рассказчика дать полный ответ, более понятный и чёткий, к тому показывает, что вы внимательны к его словам.
- Проявляйте эмпатию, или хотя бы заявляйте о предполагаемых чувствах, которые, как показалось, он испытывает: «Мне кажется, ты чем-то взволнован», «Мне грустно это слышать», «Я сопереживаю тебе в данный момент»… Для этого важно уметь ставить себя на место рассказчика, как бы образно «присоединяться» к нему, и уметь замечать изменения в своём внутреннем состоянии, чтобы отслеживать возникающие чувства.
- Интонация также играет важную роль. Проведите эксперимент, и подберите 20 вариантов произношения вопроса «как дела?». И вы тогда заметите разницу и поймёте, что смысл её полностью меняется, стоит только слегка изменить интонацию.
- Всегда выслушивайте до конца, не все умеют кратко формулировать свои мысли, и порой самое главное таится в конце речи.
Упражнения
- «Говорю и слушаю». Оно поможет вам понять, что для понимания и конструктивного диалога следует уметь делать паузу. Для этого выберите себе партнёра, и в течение пары минут одновременно друг другу что-то рассказывайте, после чего попробуйте пересказать услышанное.
- «Мимика». Вспомните какую-то ситуацию и расскажите партнёру только с помощью мимики и жестов, совсем не используя слов. После чего пусть он расскажет, какие чувства испытывал и предположения о самой истории. Затем поменяйтесь местами. Это упражнение научит вас быть более внимательным, «считывать» эмоции и суть рассказа с помощью невербалики.
- «Пересказ». Пусть партнёр в течение 5 минут расскажет о себе, к примеру, на что обычно злится и каким образом её проявляет, или о своих желаниях, мечтах, от чего испытывает радость… По истечению времени перескажите то, что поняли. Это поможет выработать навык определения сути сказанного, смысла, а также развивает умение не просто слушать, а слышать.
Заключение
Практикуйтесь, используйте все виды слушания, и тогда увидите, как меняются ваши отношения в семье, с коллегами и друзьями в лучшую сторону, стают более тёплыми, близкими. Вы прослывёте интересной и уважаемой личностью, а для чего это надо, можете изучить в статье «Что такое коммуникационные навыки человека и почему они жизненно важны». Продуктивного вам общения, уважаемые читатели! И не забывайте, что есть возможность подписаться на mail рассылку новых статей блога(форма подписки внизу под текстом). Пока, пока.
Источник: