Всем привет! Эксперимент Милгрэма считается одним из самых жестоких в социальной психологии. Был задуман и осуществлен для того чтобы выяснить природу садистских наклонностей человека. А если точнее, то на что он готов пойти, и сколько страданий может причинить другому человеку, совершенно не знакомому, при условии, что это считается его должностной обязанностью.
Предыстория
Идея у Стэнли Милгрэма для проведения этого исследования возникла после суда над Адольфом Эйхманом. Обвиненного в причастности к уничтожению евреев во времена Второй мировой войны. Оправдания, которые он приводил в свою защиту, немного обескуражили присутствующих на процессе судей и журналистов. Адольф утверждал, что просто выполнял свои обязанности, будучи руководителем отдела по решению проблем с евреями. Наблюдая за его поведением, специалисты подтвердили, что на самом деле он являлся не психопатом с садистскими наклонностями, а вполне обычным человеком с нормальной психикой. Но как можно было лишить жизни тысячи людей, не поддавши сомнению справедливость законов и не испытывая угрызений совести?
Журналистка Ханна Арендт позже издала книгу, «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме», где высказала своё мнение касательно действий Адольфа. Она его назвала карьеристом, который просто выполнял приказы вышестоящего руководства, не оценивая их, не критикуя и не прислушиваясь к своим чувствам и ощущениям. Как и многие другие карьеристы. Которые волей судьбы оказались не связанны с убийством.
Стэнли же увлекался социальной психологией и работал в это время с Соломоном Ашем, ассистируя ему. Если помните, Соломон ввел в психологию такой термин, как конформность. То есть неспособность противостоять групповому давлению. Поэтому суд над Эйхманом несказанно заинтересовал Милгрэма. Тема близкая и уже хотелось быть не просто помощником, а и выделиться профессионально. Он решился на эксперимент, который, между прочим, до сих пор не утратил своей актуальности и является классической иллюстрацией подчинения авторитету для студентов всего земного шара.
Учитывая, что жесткость следования должностным инструкциям была характерна нацистам во время войны, Милгрэм изначально планировал провести эксперимент в Германии. Но обрабатывая данные, полученные в результате пробных исследований, он отказался от этой идеи. Полученного материала было вполне достаточно, чтобы сформировать теорию о подчинении.
Процедура исследования
Эксперимент, получивший название «Подчинение» проводился в подвале Йельского университета. Отобрав, в общей сложности для первой серии 40 человек, вне зависимости от возраста и профессии, Стэн пообещал участникам вознаграждение в размере 4 долларов и 50 центов. Только вместо того чтобы раскрыть истинный мотив, побудивший на организацию этого опыта, он говорил, что хочет понять, какое влияние имеет физическая боль на свойства памяти. В его теории личность, испытывающая боль лучше запоминает услышанную информацию.
Путём жеребьёвки определялась роль ученика и учителя. Наставником, естественно, был сам Милгрэм. А вот ученик был подставной, обычный 47-летний бухгалтер, умело изображающий страдания. То есть, у того, кто согласился поучаствовать в исследовании, не было никаких шансов получить иную роль. Задачей учителя было проверять, насколько правильно его ученик выучил словосочетания. Например, такие, как зелёная трава или солнечный день. Он называл первое слово, а второе высвечивалось на табло среди ещё 3 вариантов. И если испытуемый допускал ошибку, он должен был его наказывать. Разрядом электрического тока, якобы проведённого по проводам к стулу, на котором сидел воспитанник.
Чтобы убедиться в «чистоте» эксперимента, наставник подключал обоих участников к разряду 45 Вольт. Это было самое минимальное напряжение, так сказать, стартовое, но довольно-таки ощутимое для организма. С каждой ошибкой учитель должен был повышать разряд на 15 Вольт. Испытуемые находились в разных комнатах, отчего не могли видеть друг друга. На генераторе с электрическим током были надписи касательно опасности каждого уровня разряда. Максимальным считалось напряжение в 450 В. Возле него, соответственно, была пометка «мощный удар».
Подставной «актёр» специально отвечал правильно, а потом несколько раз подряд выбирал совершенно не тот вариант. Изображая проживание нечеловеческих мучений, крича и моля о пощаде, когда дело заходило совсем далеко. При разряде в 400 Вольт он затихал и переставал отвечать на вопросы, не подавая признаков жизни.
Поведение и реакция
Наставник с самого начала заявлял, что каждый имеет право остановиться, когда захочет. Сохраняя обещанный гонорар при себе. Также говорил о том, что ответственность за последствия от электрических разрядов берёт на себя. Отчего не надо бояться учеников. В случае сомнений, на «воспитателя» оказывалось давление. Его просили довести дело до конца и не нарушать ход работы. Напоминая, что и выбора то особо у него нет. То ли продолжать учить, то ли уходить восвояси, так как время ценно, и уже ожидают своей очереди другие участники. Это оказывало сильное влияние на мужчин. Они настолько ответственно и бездушно подходили к своим обязанностям, что экспериментатору приходилось самостоятельно останавливать их после третьего удара в 450 В.
Если бы в реальности человек получил такой сильный удар, он бы скончался. И многие это понимали. Но почему-то не останавливались.
Часть учителей беспокоились о состоянии своих подчинённых. Для некоторых это было серьёзное испытание. У них тряслись руки, они потели, кусали себе губы, удерживая тревогу и страх. Стонали и даже причиняли себе боль, расцарапывая кожу. Но неукоснительно слушали доводы Милгрэма продолжать работу. Это говорит о недостатке внутренних ресурсов противостоять авторитету. Даже если на кону чья-то жизнь.
Результаты
Интересен факт, что перед началом проведения опыта «Подчинение» Стэнли попросил своих коллег спрогнозировать и поделиться размышлениями касательно его идеи. Психиатры и психологи пришли к единому мнению – 1 человек из 1000 решиться дойти до конца, а 20% осилит только половину. Рискуя жизнью другого, он выполнит требования начальства. Но не тут-то было. Жесткость и бесчувственность, «слепое» следование приказам проявило 65%. То есть, в группе из 40 человек, 26 нажали рычаг с мощностью в 450 В. И все 40 дошли до 20 уровня, на котором удар током составлял 300 Вольт. А жертва в этот период уже переставала вообще отвечать на вопросы, как бы осиливая только слабо стучать в стену, умоляя остановиться.
А знаете почему? Потому что они верили в идею, в то, что делают правильно, творят добро. После завершения проводился опрос всех участников. И редко кто сожалел о совершаемых действиях. Если точнее, то только один человек. Большинство, а именно 84 % испытуемых радовались, что смогли помочь и внесли свою лепту в развитие науки. Можно сделать вывод, что людьми двигало не удовольствие от пыток и желание причинять зло, а наоборот, уверенность в своей благородности. Они же по факту пытались помочь лучше запомнить словосочетания.
Ситуативные факторы
Существует ряд факторов, которые повлияли на решение 65% мужчин, дошедших до конца опыта, не прекратив его по просьбам ученика. Попробую их кратко изложить:
- Авторитет наставника. Учитывая, что он затеял всё это действо, он понимал, что делает. А значит, никаких непредвиденных ситуаций возникнуть не может;
- Ответственность. Милгрэм заверял, что никакого урона здоровью учащегося не будет. Да, ему больно, но это не опасно и тем более не смертельно. В крайнем случае, вина за последствия ляжет на профессора. Сам испытуемый всего лишь исполнитель, не более того;
- Случайность. Мужчины были уверены в случайности выбора, отчего без сомнений выполняли свою роль, мучая другого, совершенно незнакомого человека. Думая, что вполне могли быть и на его месте, но судьба распорядилась иначе;
- Наивность и доверие. Практически никто не подал сомнению слова о том, что высокое напряжение не несёт опасности. Было удобнее верить.
Спустя почти полвека
В 2008 году Джерри Бергер решил повторить опыт Милгрэма. Только сообщество психологов разработало ряд принципов, которых следовало придерживаться. А это делало невозможным точную реконструкцию условий и процедуры исследования. Возникли ограничения касательно напряжения, которому подвергался участник. Максимум достигал до 150 Вольт, а не 450 Вольт, как раньше. К тому же, учитывая, что большое количество людей было в курсе событий, происходящих 45 лет назад, пришлось отсеивать посвящённых в тему. А также личностей, имеющих проблемы с эмоциональной стабильностью. Дабы не спровоцировать нервный срыв и прочие последствия стресса. Оплата возросла до 50 долларов, а сила демонстрационного удара током составляла лишь 15 В.
Результат оказался поразительным. Даже спустя 45 лет 70% участников продолжало наказывать своих подопечных за оплошность. И даже жалобы на проблемы с сердцем не останавливали их. Уровень напряжения достигал максимально разрешенного.
Завершение
Кстати, вы знали, что Стэнли учился в одном классе с известным психологом и коллегой в дальнейшем, Филиппом Зимбардо? Он провёл не менее ценное для науки исследование. Также посвященное теме жестокости по отношению к другим людям под влияем исполняемой социальной роли. Подробнее об эксперименте Зимбардо, можете почитать здесь. А на сегодня всё, уважаемые читатели! Берегите себя и будьте счастливы!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.
Источник: