Гиперактивность у детей: практические советы родителям

За последние два десятилетия заметно выросло число детей с гиперактивностью. Причин тому множество. Среди самых распространенных: наследственность, сложная беременность, стрессы будущих мам, плохая экология, асфиксия во время родов и прочие. Сама по себе гиперактивность не так страшна: с возрастом нервная система уравновешивается у любого ребенка. Другое дело — ее последствия в виде дефицита внимания, речевых проблем, трудностей социальной адаптации: они осложняют жизнь как детям, так и их родителям.

Но бояться не нужно. Главное — заниматься подобными детьми с самых ранних лет. Тогда во взрослом возрасте ребенок станет активным, энергичным, инициативным, открытым человеком.

Танцевально-двигательная терапия против гиперактивности у детей

Прекрасным средством для психокоррекции гиперактивных детей является танцевально-двигательная психотерапия. Признавая неразрывность тела и души, она помогает через работу с телом добиться впечатляющих результатов в психоэмоциональной области.


Кроме того, с подвижным, неусидчивым ребенком гораздо проще и эффективнее общаться на его собственном языке — языке движения и подвижных игр. Он не только его лучше воспринимает, чем обычные занятия с психологом, но и больше доверяет людям, способным разговаривать на понятном ему языке.

Гиперактивные дети много двигаются, бегают, суетятся, хотя часто характер и смысл их движений не понятен окружающим. Да и самим таким деткам сложно осознать и конструировать свою деятельность, так как для них проблематично долго удерживать внимание.

В основном на занятия по танцетерапии приводят ребенка с просьбой научить его концентрации, помочь ему наладить коммуникации с другими людьми, в том числе улучшить взаимопонимание с родителями.

Гиперактивность у детей: начало работы

В самом начале работы танцетерапевт смотрит на репертуар движений и оценивает его. В основном у таких детей преобладают быстрое хаотичное движение или частые перемещения в пространстве без остановки – в обоих случаях в теле ребенка наблюдается очень много напряжения.

Задача танцетерапевта — включить в тело полярности: быть медленным, видеть и понимать цели движения, добиваться их, уметь останавливаться, расслабляться, снимать напряжение. Именно через полярные состояния мы можем двигаться дальше: осваивать навыки концентрации и осознанности движения, получения контроля над своим телом, усидчивости.

На первых занятиях мы пробуем двигаться с этим ребенком, пытаясь уловить ритм его движений и стараясь зеркалить его, при этом озвучивая все действия и создавая образы движения.

Вариантов построения игр может быть множество – все зависит от предпочтений и особенностей ребенка. Например, если малыш двигается очень быстро, то мы начинаем игру в скоростной поезд, или в самолет, или в машину – то есть выбираем близкие и соответствующие его ритму образы.

Работа с ассоциациями значительно облегчает диалог. Твой поезд остановился. Почему? Он устал? Или он перевозит людей и у него есть короткие остановки?

Ребенок может не сразу откликнуться. Есть дети, которые мгновенно реагируют и включаются в диалог, а есть и такие, кому нужно время. Эти ребята могут долго игнорировать взрослого, не идти на контакт. Тут важно набраться терпения и продолжать общение. Если ребенок внешне отстранен, это совершенно не значит, что он вас не слышит.

Случай из практики

Помню, у меня долго не складывались отношения с одним мальчиком. Он молчал и игнорировал игру, а в какой-то момент заявил, что он вообще не поезд, а ракета.

«Знаешь, почему я не угадала, что это ракета? – сказала я ему. – У ракеты всегда есть остановка перед запуском, и движение ракеты – это движение вверх, а потом она уже, наверное, летает, как вздумается. Но я точно не знаю, как летает ракета. А ты знаешь? Похоже, ты большой специалист по ракетам».

Тут он пошел на контакт и стал рассказывать, как летает его ракета, где летает, зачем и куда летит. Дальше я его больше расспрашивала про ракету: «Где летает?» — «В космосе».

«А там были инопланетяне?» — «Да, были».

«А ты знаешь, что в космосе состояние невесомости. Вот у меня есть перо, оно легкое, похоже на невесомое парение в космосе».

Внимание переключается на перо. Мы его кидаем, оно летит, и ребенок наблюдает эти качества движения —легкость и плавность, которые отсутствуют в его репертуаре. Потом можно самим пробовать парить, как перо, чувствовать эту легкость и невесомость. Даже если ребенок сразу не идет за вами, важно всегда предлагать ему те полярности, которых нет в его репертуаре.

Если ребенок все время был очень быстрым поездом, я давала ему «зеркало» — становилась поездом, но медленным. Таким детям нужно показывать, что в одном пространстве с ними может существовать другая противоположность. Придумывая для образа иные качества, которые являются необходимыми и естественными для любого предмета, и транслируя их через игру, мы легко добиваемся того, что замедления и остановки для гиперактивного ребенка становятся понятными и оправданными.

Гиперактивность у детей: советы родителям

В игровом процессе включайте действия, где есть движение и остановка, разные качества движений: быстро — медленно, плавно — резко, хаотично — направленно.

Придумывайте разные игровые ситуации, где можно синтезировать эти полярности. Например, мы находимся в разных углах пространства. Представим, что комнату окутал туман, ничего не видно, мы идем медленно навстречу друг другу, и вдруг – солнце. Все мы стали резко видеть все вокруг, поэтому можем ускориться.А потом опять комнату окутал туман или темнота.

Можно взять барабан. Пока он играет, мы двигаемся, как хотим. Как только услышим сильный удар, сразу останавливаемся и ждем команды. Паузы можно постепенно увеличивать.

Формируйте ориентацию в пространстве.

Например, играем в робота, которым управляют, и задаем действия и перемещения в пространстве: вправо, влево, вперед, назад.


Ребенку надо помочь сформировать представление о своем теле, подружиться с ним, осознавая его возможности потребности. Тогда оно постепенно станет для него бесценным источником и ресурсом, который поможет ему разнообразить свои коммуникации с собой, с другими, с миром.

Создавайте специальную среду, в которой этот ребенок может существовать и реализовываться без травм и стрессов для себя.

Надо очень внимательно подходить к выбору детского садика и школы. Все мы периодически становимся случайными свидетелями сцен, когда педагоги кричат на детей, которые куда-то несутся и не слышат их.

Более того, важна постоянная работа дома. С мамой одного ребенка мы придумали несколько домашних «игр» на каждый день. Например, кто из нас ест быстрее, а кто медленнее. А можешь ли ты есть, так же неторопливо, как я? Когда появляется дух соревновательности, то различные формы и темпы игры воспринимаются ребенком как естественный процесс, а не потому, что так захотел взрослый.

Придумывайте для гиперактивных детей игры.

Выявляйте те проблемы в быту, с которыми сталкивается ваш ребенок, и проигрывайте их, задавая нужный вам темп. Если ваше чадо медленно одевается, то вы можете попытаться сыграть в пожарных, которые собираются за две минуты.

Для этих целей можно использовать будильник или песочные часы, чтобы ребенок начал контролировать свои действия во времени, почувствовал границы времени. Ведь будильник – это некий сторонний, незаинтересованный объект – как он прозвенит, так время начнет двигаться.

Используйте разные техники релаксации, в особенности после каких-то активных домашних игр.

Потанцевали, легли и подышали животом, попрыгали, как зайки, сели отдохнули и опять подышали. Дыхательные упражнения уравновешивают нервную систему и естественным образом успокаивают детей.

Включите воображение.

Я часто в работе использую мыльные пузыри, которые дарят множество возможностей для контакта с детьми: их можно лопать, за ними можно наблюдать (в этом случае тело находится в максимальной концентрации, и это занятие приносит массу радости и удовольствия), их можно просто приветствовать, протянув ладони, а можно придумать, что пузыри творят волшебство.

Случай из практики
Один мой пациент хотел быть сильным, и я пускала волшебные пузыри несколько раз. По правилам игры малыш должен был оставаться неподвижным, что для него было невероятно сложно. Но когда есть элемент игры, волшебства, то ребенок идет за этим.

Помню, первое время он постоянно жаловался на то, как тяжело стоять и просто смотреть на пузыри, ничего не предпринимая. В такие моменты важно хвалить и поддерживать ребенка. Какой ты молодец, что так терпеливо можешь ждать!

После долгих игр с пузырями мы отдыхали, валялись, учились переживать паузы, осмысляя их значение. Конечно, наша работа не ограничивались только играми с мыльными пузырями. Но пузыри нам очень помогли понять и принять другой ритм, научиться находится и действовать в спокойном состоянии. И очень помог будильник как хранитель времени.

Учите ребенка контролировать время.

Ошибочно думать, что дети ничего не понимают про временные рамки. Напротив, детям важно озвучивать время. Если тебе нужно свободное время на игры – пожалуйста. Только через 10 минут мы должны будем идти одеваться, чтобы успеть на автобус. Тогда в ситуации, когда нужно прекратить действительно что-то приятное и увлекательное, ребенок не будет капризничать.

А если все-таки он начал скандалить, то гораздо быстрее успокоится, когда поймет всю справедливость решения взрослого.

Такой поход детям более понятен и менее травматичен, чем когда взрослый без объяснений просто берет и делает то, что считает нужным. В особенности это актуально в случае с гиперактивными детьми.

Конечно, невзирая на все договоренности, ребенок может забыть про время. Не бойтесь напомнить ему про время или лишний раз во время игры спросить его, сколько ему еще нужно, чтобы что-то закончить.

Не бойтесь просить о помощи.

Ищите специалистов, которые вам подскажут и научат, как помочь вашему ребенку и вам. В будущем гиперактивные дети, которыми занимались с раннего возраста, становятся активными, целеустремленными и увлеченными людьми, которые умеют ставить цели и достигать их.

Совместные занятия с вашим малышом станут для него не только значимой поддержкой, но и подарят вам радость общения, которое так ценно в это время.

Источник — информации.

pay-megafon