Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! У японцев особый, последовательный подход к рабочему процессу. Если их не устраивает должность, они не считают увольнение выходом, а принимают решение усовершенствовать свои навыки, чтобы деятельность начала приносить успех и удовольствие. Такова философия, её ещё называют система кайдзен, благодаря которой японцы славятся своей работоспособностью, качественным и модернизированным производством. И сегодня я познакомлю вас с её основными принципами и положениями.
Характеристика системы
Кайдзен расшифровывается и переводится, как, «постоянное, непрерывное улучшение»
То есть, о чём я говорила в начале, если человек попал на работу в качестве уборщика, существует огромная вероятность того, что до конца своих дней он им и пробудет. Зато станет мастером своего дела, не обвиняя судьбу и окружающих в том, что так сложилась жизнь.
За счёт постоянного улучшения результат деятельности не будет краткосрочным, именно в этом и заключается стратегия этого подхода, он ориентирован на перспективу, экономию внутренних ресурсов и времени. Не имеет ограничений, являясь способом мышления, поэтому применять могут люди с абсолютно разными обязанностями, как на работе, так и в повседневной жизни.
Принцип кайдзен состоит в том, что считает важным решать проблемы сообща и сразу же, по мере возникновения. Не так, как обычно принято, искать виноватых и ответственных, а непосредственно все усилия бросать на поиски вариантов исправления ошибок, при чём, они должны быть бюджетными. Всегда ставить под вопрос даже привычный, налаженный процесс, придумывая, как его модернизировать и упростить.
Правила
Эта методика в основном ориентированная на то, чтобы качественно и быстро устранять сложности. Ведь, какой бы успешной компания ни была, без проблем не обойтись. И чтобы управление было эффективным, руководитель большую часть времени обязан проводить непосредственно на производстве, а не в своём кабинете. Потому что должен владеть информацией о своём продукте, зная все тонкости и нюансы, только тогда он сможет принимать верные решения касательно деятельности предприятия. В статье, про 14 принципов Дао Тойота, упоминалось о том, что эта успешная корпорация неукоснительно придерживается стратегии «работай как черепаха, а не заяц», уделяя максимальное внимание процессу, а не гонке за результатами.
Первое правило «одна минута»
Заключается в том, что каждый день предпринимать очень маленький шажок, длиной в минуту в сторону своей мечты и реализации планов. На первый взгляд, кажется, что совсем за такой промежуток невозможно что-то успеть сделать, но на самом деле это не так. К примеру, вы хотите выучить иностранный язык. Уделяя ежедневно по 60 секунд на одно новое слово, вы со временем значительно пополните словарный запас. Этот способ убивает все попытки придумать отговорку про то, что нет времени осуществлять желаемое. У личности, практикующей этот метод, повышается уровень самооценки и падает тревога в связи с откладыванием чего-то важного на потом. Кстати, привыкнув уделять внимание одному и тому же делу каждый день, попробуйте немного увеличить время с одной минуты до пяти.
Правильный вопрос
Если при каждой неудаче и сложности вы будете задавать вопрос «Почему так случилось?», то сможете осознать свои ошибки. Только есть один момент – спрашивать следует пять раз подряд. Хоть и выглядит излишне надоедливо и «дотошно», но так вы дойдёте до истинной причины возникновения проблемы.
Пять принципов
Придерживаться их просто необходимо, чтобы уверенно, шаг за шагом двигаться к своей цели и достигать успеха.
- Чистота. Не только вы должны быть чистым и опрятным, но и рабочее место, и неважно, в офисе вы или в цехе. К примеру, вечером, перед тем, как собираться домой, приберите сначала за собой, и тогда на следующий день вам не придётся тратить время на уборку, когда будут стоять вопросы намного важнее.
- Дисциплина. Очень важно придерживаться правил техники безопасности и уважительно относиться к руководителям. В странах СНГ до сих пор наблюдается разобщённость работников, которые не согласовывают порядок действий, считая своё мнение единственно верным, от чего возникает масса сложностей уже у самой корпорации. Помните басню «Лебедь, рак и щука»?
- Порядок и приоритеты. Если вы читали статью, про биологические ритмы, то в курсе, что первые часы после пробуждения являются самыми эффективными, а, следовательно, самые сложные вопросы необходимо решать с утра, иначе после обеда уровень энергии падает, и мозг не способен так быстро обрабатывать информацию. Составляйте план действий на каждый день, тогда вы сможете объединить выполнение поставленных перед собой задач, значительно сэкономив время, ресурсы и силы.
- Избирательность. Вы должны пересмотреть не только финансовые, временные затраты на выполнение задачи, но и даже свои предпочтения и привычки. Может, вы с утра привыкли пить кофе с коллегами, ежедневно теряя минут по 20-30 рабочего времени, отчего не успеваете выполнить свои обязанности в срок? Или проверяете почту несколько раз в час? Вы должны избирательно подойти к планированию своего рабочего процесса.
- Стандартизация. Сущность стандартизации состоит в том, что, как только вы обнаружили баланс в производстве, что что-то даёт хороший, ожидаемый результат – обязательно сделайте это стандартом организации, на который будете равняться в дальнейшем. Например, когда мы приобретаем товар немецкого или японского производства, то точно знаем, что можем быть спокойны по поводу качества, потому что он прослужит дольше, чем несколько дешёвых китайских.
Подробнее о 5s, можно почитать тут.
Этапы совершенствования
Любая компания, решившая принять меры, чтобы выйти из кризиса, должна пройти следующие этапы:
- Поставить перед собой основную цель – усовершенствовать качество товара и повысить конкурентоспособность организации. При чём, эта цель обязана быть стабильной, независимо от успеха и популярности продукции.
- Принять философию кайдзы, при чём, начиная от руководителя и заканчивая уборщиком или дворником.
- Наладить производство так, чтобы акцент делался на его качестве, а не количестве.
- Свести к минимуму затраты и всяческие издержки, сбои в работе.
- Не останавливаться в совершенствовании качества обслуживания, думая о том, как максимально позаботиться о клиентах.
- Постоянно обучать и повышать квалификацию своим сотрудникам, создав, так называемый, Институт Работы.
- Организовать процесс так, чтобы было комфортно не только клиентам, но и работникам.
- Персонал должен ощущать свою значимость и нужность, тогда он будет готов брать на себя ответственность за развитие компании.
- Производственная деятельность должна быть без ограничений и барьеров. Я имею в виду, что не стоит ставить границы между подразделениями, лучше, если они будут работать вместе. Так они смогут спрогнозировать какие-либо проблемы и совместно найти пути их решения.
- Важно понять, что сама система отвечает за эффективность работы и качество продукта, поэтому не следует обвинять и штрафовать сотрудников за снижение либо отсутствие продаж.
- Обязательно изучить все нюансы, что мешают полноценной деятельности персонала, для того, чтобы устранить их и повысить результативность производства.
- Приобрести технику, которая упростит рабочий процесс.
- Ввести программу саморазвития на корпоративном уровне.
- Замотивировать абсолютно каждого работника, чтобы он не только стремился приносить пользу корпорации, но и хотел остаться в ней как можно дольше, совершенствуясь и продвигаясь.
Применение в обыденной жизни
Японская система эффективна не только в управлении огромными корпорациями, её можно применить абсолютно в любой сфере жизни человека. К примеру, вы прочитали статью, про здоровый образ жизни, и решили пересмотреть свои привычки, чтобы как можно дольше сохранить молодость и здоровье. Для разработки плана действий отлично подойдёт схема пяти принципов, чтобы было понятнее, распишу пошагово:
- Избирательность – берёте лист бумаги и выписываете все плюсы и минусы своего образа жизни, что приносит пользу, а что лучше исключить.
- Приоритетность – составляете план действий, то есть чёткий график посещения тренажёрного зала, меню с запрещёнными продуктами, записываетесь на тренировки и т.д.
- Чистота – при ведении здорового образа жизни мысли также должны быть упорядочены, поэтому включите в расписание дыхательные техники и медитацию.
- Дисциплина – чтобы добиться результатов, не стоит давать себе поблажек, неукоснительно выполняя рекомендации и график.
- Стандартизация – сделайте здоровый образ жизни постоянным, внося коррективы в питание и тренировки.
Заключение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Не забывайте подписываться на блог, чтобы быть в курсе новой и полезной информации, которая поможет вам стать лучше и успешнее.
Материал подготовила Журавина Алина
Источник: