Здравствуйте! Практически каждому родителю хочется видеть своего малыша успешным, лучшим. Чтобы гордиться им и радоваться, насколько он оказался способным и умным.
В любые времена ценилось и ценится до сих пор умение не только приспосабливаться, но и «пробивать» себе путь. Преодолевая жизненные препятствия с целью удовлетворения различных потребностей. Те, кто умеет вести за собой обычно обладают властью и возможностями.
Поэтому сегодня мы рассмотрим, как научить ребенка быть лидером, чтобы он наверняка смог реализовать себя в этой жизни.
Зачем вам это?
Прежде чем приступать к активному «воспитанию» лидера, подумайте, какие именно собственные потребности вы таким образом хотите удовлетворить? Вот для чего так крайне необходимо, чтобы ребёнок соответствовал вашим ожиданиям?
Дело в том, что слишком высокие амбиции родителей часто «калечат» их детей. Потому что, не реализовавшись самостоятельно, они, видя в своём чаде продолжение, пытаются за его счёт таки получить желаемое. Например, признание, внимание.
Либо же другая крайность: всю жизнь, вылезая из кожи вон и достигнув небывалых высот, хотят, чтобы все члены семьи соответствовали. Забывая, что люди разные, поэтому даже у высоко мотивированных и активных людей дети могут быть совершенно пассивными. С другими ценностями, интересами, желаниями и вообще, личной характеристикой.
Так что, если идея сделать своего малыша лидером буквально захватила вас – остановитесь, сделайте вдох – выдох и переключитесь на себя.
Требуя от него невозможного или просто того, чего ему не хочется – вы отобьёте охоту развиваться, учиться, спровоцировав протест. Который будет выражаться в совершенно противоположных действиях и поступках. Как раз именно таких, каких вам наблюдать не хочется.
Также вы рискуете подавить стремления и таланты малыша. Он даже может начать серьёзно болеть, уже с помощью соматических симптомов пытаться достучаться к сознанию родителей, чтобы они оставили его в покое.
Лидерство – это инициативность, умение нести ответственность. А когда дитя постоянно дёргают, заставляют действовать и отвергают его истинную личность – как думаете, он станет счастливым и успешным?
Поэтому, если папа всю жизнь мечтал стать футболистом – не стоит малыша отдавать на тренировки. Особенно, если он любит танцевать, а не бегать с мячом. Вы не сможете прямо-таки сделать, «слепить» лидера. Зато в ваших силах поддержать и помочь обнаружить, развить те качества, которые это понятие в себя включает.
Что делать?
Критика – это для развития
Если человек воспринимает критику, как возможность осознать свои ошибки и исправить их с целью улучшения результата – это уже половина успеха. Потому детей не нужно стыдить или обвинять, а конструктивно, не унижая их личность и способности доносить необходимую информацию.
Тогда они не будут бояться сделать шаг в сторону, что-то пробовать новое и вообще, действовать, быть видимым для окружающих. У них развивается адекватная самооценка, не заниженная, как в случае с постоянными упрёками и требованиями быть лучше, и не завышенная, при чрезмерной и неуместной похвале.
А чтобы критика была конструктивной и воспринималась не как приговор, учитесь направлять её на исправление недостатков, а не сбрасывать с её помощью злость и раздражение.
Когда малыш, допустим, в садике с утра слишком долго переодевается, то вместо того, чтобы накричать и обвинить его в медлительности, скажите: «Ты молодец, становишься таким самостоятельным и взрослым. Но если ты постараешься быстрее надевать штаны и кофточку, у нас появится с тобой дополнительное время. Которым мы сможем распорядиться, как нам хочется. Например, хорошенько попрощаться, обняв друг друга и сыграв быстро в какую-то интересную игру».
Что лучше, заниженная самооценка, или завышенная?
Когда человека критикуют с целью унизить – у него не возникает энергии стать лучше, он наоборот, будет стремиться избегать делать то, за что получил нагоняй.
Вот почему так важно не отбить желание проявлять инициативу. Наберитесь терпения, он только учится что-то делать и ожидать, что с первого раза у него выйдет прекрасно – достаточно нецелесообразно.
Поэтому похвалите за помытую посуду, даже если что-то придётся перемывать. Он трудился и старался. И это важно ценить. Можете сказать, что с каждым разом у него будет выходить всё лучше и лучше, не разочаровывайте его в своих способностях. Делитесь своим опытом и секретами, которые помогают выполнять какие-то домашние дела более быстро и качественно.
Но и просто нахваливать, как вы уже поняли, тоже не стоит. Иначе привыкнув быть самым-самым, он однажды, столкнувшись с реальностью, упадёт с пьедестала, на который вы его поставили. И падение может оказаться достаточно опасным, с крайне негативными последствиями.
Важно, чтобы маленький человечек обладал знаниями о себе. Помогайте ему познавать свой характер, свои возможности и ограничения. Только спрашивая у него, как он думает, а, не навязывая свою точку зрения.
Объясняйте, что идеальных людей не бывает и порой проигрыш оказывается важнее выигрыша. Потому что человек, который знает, что он умеет хорошо, а что выходит не очень – может спланировать свою деятельность таким образом, чтобы она принесла ему желаемый результат, а не разочарования. Невозможно всё уметь и всё знать. Пусть не будет к себе слишком строг, как и вы.
Учите его опираться на свои ресурсы и недостатки воспринимать как точки ближайшего развития. А не то, что необходимо скрывать и уничтожать в себе, потому что стыдно.
Обращайте внимание на предпочтения вашего будущего лидера. Если вам удастся обнаружить у него способности к чему-то – поддерживайте их, помогайте раскрывать, развивать. Предлагайте ему те задачи, решение которых у него действительно вызывает интерес. А не сопротивление и желание как-то от них отделаться.
Инициативность
Немного в продолжение предыдущей темы. Если ваш малыш проявил в чём-то инициативу – поддержите её. Захотел помочь? Прекрасно, вы очень рады, что он подрос и теперь может разделить с вами какие-то обязанности.
Понятное дело, что возлагать большие надежды на идеальный результат не стоит. Просто поддерживаем его стремление. Решил с чем-то справляться самостоятельно? Позвольте ему наработать собственный опыт.
Не пресекайте его попытки быть отдельным, независимым, полезным. И самое главное – быть собой.
Именно поддерживая его импульсы к действиям и переменам, вы научите его прислушиваться к себе, доверять себе и не бояться рисковать. Без этих качеств и умений лидером не стать. Ведь тот, кто не пробует и останавливает свои порывы действовать, прячась из-за страха проиграть или опозориться – ничего, к сожалению и не достигает.
Ответственность
Чтобы человек научился нести ответственность – она у него должна быть. Только не просто обязательства, но и свобода делать выбор. Именно тогда эта ответственно появляется. Я делаю выбор – я за него отвечаю, то есть, сам придумываю каким образом справиться с последствиями. А не жду, что за меня всё решат.
Поэтому важно предоставлять своему ребёнку выбор. Например, отправившись на прогулку, объясните, что у вас определённая сумма денег, которую вы можете потратить на него. И тогда пусть выберет, аттракцион, или пицца со сладостями в ближайшем кафе.
После чего важно уточнить о последствиях, которые неминуемо следуют в связи с принятием решения. То есть, выбрав пиццу, с остальными кататься на качелях не будет, ему придётся подождать друзей или членов семьи, пока закончится их время.
И наиболее важное – как обходиться с этими последствиями. Ведь согласитесь, грустно стоять и смотреть, пока катаются другие. Но если подумать о том, что у него было право покататься с ними – становится не так обидно. Да и «праздника живота» они лишены, в отличие от него.
В таком случае вам, как родителям, не придётся выдерживать истерику в связи с требованиями выполнять каждое желание. А если свой выбор впоследствии посчитает ошибочным – в дальнейшем будет более ответственно к нему относиться. Иначе опыт не получишь.
Планирование
Это крайне необходимый навык, иначе, не умея правильно распоряжаться временем, человек не будет успевать справляться со своими обязанностями и вообще, держать дела под контролем. Что, как вы понимаете, к успеху не приведёт. Да и обязательно должны быть границы. Их наличие освобождает от лишней тревоги и помогает ориентироваться в жизни.
Обязательно составляйте вместе с ребёнком план, как на неделю, день. Так и вообще, какие-то особые правила, которые обязан придерживаться каждый член семьи. Тогда он будет знать, сколько у него времени на сон, уроки, повседневные дела и отдых в принципе.
К тому же, если вы будете приучать своё чадо с раннего возраста к временным границам, ему будет потом проще заниматься в классе, когда он пойдёт в школу. То есть, трудиться больше получаса, делать перерыв и снова приступать к работе. После садика детям не так просто даётся такой режим.
Изучите материал про тайм-менеджмент, тогда вам будет понятнее, с чего начинать.
Завершение
И помните, что только своим примером вы сможете воспитать целеустремлённую, настойчивую, а главное – счастливую личность. Боясь внимания, ответственности и быть собой – сложно научить активности и коммуникабельности.
Поэтому, если особо не отличаетесь лидерскими характеристиками, да и в коллективе больше занимаете позицию наблюдателя, рекомендую ознакомиться с этой статьёй.
Но если вы понимаете, что ваше чадо совсем не владеет умениями, которые вы хотите в нём видеть – учитесь принятию. Не стоит давить и требовать изменений. Не всем быть у руля, многие достигают желаемого, даже находясь в тени.
Берегите себя и будьте счастливы!
Рекомендуем также почитать статью, про логопедическую гимнастику для детей. С её помощью, вы поможете ребенку развить свою речь.
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
Источник: