Летом птицы учат птенцов летать а осенью

Продолжать накопление и обогащение словарного запаса по данной теме.

Закрепить в словаре обобщающее понятие "времена года", уточнить последовательность смены времен года.

Закрепить названия месяцев и их последовательность.

Развитие навыков связной речи .

Р азвивать психические процессы (память, внимание, мышление).

(Задания из пособия Теремковой Н.Э. "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР)

Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Вспомните названия каждого времени года. Спросите ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросите ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью. Понаблюдайте вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

Познакомьте ребенка с названиями осенних месяцев.

Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" Назовите как можно больше слов-определений; слов-действий.

Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) – . . Дождь осенью (какой?) – . .

Ветер осенью (какой?) – . . Листья осенью (какие?) – . .

Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) – . . Осенью птицы (что делают?) – . .

Осенью солнце (что делает?) – . . Осенью колхозники (что делают?) – . .

Упражнение "Скажи наоборот" Закончите предложения.

Летом солнце яркое, а осенью . .

Летом небо светлое, а . .

Летом день длинный, а . .

Летом тучки ходят высоко, а . .

Летом птицы учат птенцов летать, а . .

Летом люди одеваются легко, а . .

Летом люди растят урожай, а . .

Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а . .

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а . .

Упражнение "Оденем Таню" Расскажите ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Формировать навык составление описательного рассказа на тему с опорой на схемы. Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Скачать:

Вложение Размер
sostavlenie_sravnitelnogo_rasskaza.docx 669.85 КБ

Предварительный просмотр:

Составление сравнительного рассказа – описания о временах года (Лето-Осень) с использованием схем.

Цели: Формировать навык составление описательного рассказа на тему с опорой на схемы. Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Оборудование: Наглядно – дидактический материал « Времена года», схемы для составления описательного рассказа.

Логопед просит детей внимательно послушать загадки и решить о каких временах года мы будем говорить.

Читайте еще:  Белый налет на листьях фикуса бенджамина

Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю,

«Купайтесь», – приглашаю. И любите за это вы все меня. Я . (лето).

Несу я урожаи, поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю, но не касаясь елочек и сосен. Я . (осень).

Логопед показывает детям сюжетную картину с изображением Лета.

-Какое время изображено на картинке?

-Какое бывает лето?

-Кто изображен на картине?

-Во что одеты дети?

-Чем занимаются дети?

Затем логопед выставляет сюжетную картину с изображением Осени.

-Какое время изображено на этой картинке?

-Какая бывает осень?

-Кто изображен на картине?

-Во что одеты дети?

-Чем занимаются дети?

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов-признаков, слов-действий.

Небо осенью (какое?) – хмурое, унылое, серое. А летом ( какое?)- светлое, ясное, голубое.

Солнце осенью (какое?) – …А летом ( какое?)-…

Ветер осенью (какой?) – …А летом ( какой?)-…

Листья осенью (какие?) – …А летом( какие?)-…

Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Летом солнце ( что делает?)- светит, греет…

Осенью солнце (что делает?) – …

Осенью дождь (что делает?) – …

Летом цветы ( что делают?)- цветут, пахнут, растут….

Осенью птицы (что делают?) – …

Упражнение «Угадай, когда бывает». Определить, что бывает осенью, а что летом.

Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.

Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

Цветут цветы, летают бабочки.

Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Дикие животные не делают запасы корма.

Упражнение «Скажи наоборот». Закончить предложения.

Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом птицы учат птенцов летать, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …

Летом люди растят урожай, а …

Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а …

Игра – физкультминутка» Здравствуй, осень!»

Дети считалкой выбирают осень и дождик. Дождик прячется, а к осени приближаются дети. Они хором говорят:

Читайте еще:  Как сохранить дубки зимой

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки. Дети: Значит, будут пирожки.

Принесла вам гречки. Каша будет в печке.

Принесла вам овощей. И для каши, и для щей.

Рады ли вы грушам? Мы их впрок насушим.

А уж яблоки, что мёд! На варенье, на компот.

Принесла и мёду полную колоду!

Дети: Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла,

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо.

Выбегает дождик и говорит:

-Кто под дождик попадёт, тот сейчас водить пойдёт. (Дети разбегаются, дождик их ловит)

7. Составление сравнительного рассказа-описания.

Логопед просит внимательно посмотреть на схему и составить сравнительный рассказ об осени и лете.

Дети составляют рассказ-описание по схеме .

Изменения в жизни зверей

Изменения в жизни птиц

8. Составление рассказов детьми.

а) по цепочке (принимают участие все дети)

Образец рассказа: Когда наступает лето, ярко светит солнце. Небо ясное, голубое, лишь иногда по небу проплывают облака. Земля прогревается и становится зеленой от травы. Деревья стоят в зелени. Люди надевают легкую одежду – платья, шорты. Животные питаются свежими и сочными листьями, ягодами. Птицы питаются насекомыми и червячками. Дети купаются, загорают, поливают грядки на огородах. Но вот наступает осень. Солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Земля покрывается старой листвой. Листья на деревьях становятся разноцветными и к концу осени опадают. Люди одеваются все теплее – надевают куртки, сапоги, берут с собой зонты. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Дети помогают собирать урожай в садах и огородах, собирают грибы, делают кормушки на зиму для птиц.

Итог занятия. Анализ работы детей.

Логопед оценивает рассказы детей, говорит, что рассказы получились полными, последовательными, использовались длинные предложения.

Читайте еще:  Функция зародышевого диска в яйце

Название Недели: «Золотая осень»
Дата 24.02.2016
Размер 22.67 Kb.
Тип Документы
Тема недели: « Золотая осень»

Птиц к югу отправляю, но не касаюсь сосен и ёлочек. Я…….(осень)

2. После какого времени года наступает осень? Назови осенние месяца

Назови признаки осени :

в природе ( свяжи со словами шишки, орехи, ягоды, грибы, листопад, букет, листья, плоды),

в жизни зверей ,птиц и насекомых ( зимующие и перелётные птицы, запасы, берлога),

в жизни людей ( свяжи со словами урожай, сад, огород, овощи, фрукты)?

3. Подбери 1)определения к существительным:

листья (лист) – желтые, красные, зеленые, сухие, разноцветные, осеннее, резные;

дождь – мелкий, частый, холодный, неприятный, осенний, моросящий, косой, теплый, грибной;

туча – серая, темная, большая, низкая;

день – короткий, длинный, холодный, пасмурный, солнечный, грустный, печальный, осенний, лучистый;

ветер – сильный, косой, порывистый, теплый.

2)глаголы к существительным: Осенью дождь что делает? Осенью солнце что делает? Осенью птицы что делают? Осенью фермеры что делают?

4. Поиграй в игру «Назови ласково»:

черемуха- черемушка, хлеб-…. трава-….,поле-…. осина-…. мурава (трава)-

Лист- листок, гриб- грибок, дуб-…., дым-….,лес-…. мёд-….

Арбуз – арбузик, дождь- …. луч-…. огород-……, сад-……, салат-…. куст-

Малина-малинка, осина-….,репа-…. погода-….,рябина-…. туча-….,ягода-.
5. Поиграй в игру «Скажи наоборот»:

Летом солнце яркое, а осенью…………

Летом небо светлое, а осенью………..

Летом день длинный, а осенью………

Летом птицы учат птенцов летать, а осенью…..

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью….

Летом люди растят урожай, а осенью…….

6 Упражнение «Найди ошибки», определи, чего не бывает осенью:

– Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.

– Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

– Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

– Люди собирают урожай овощей, фруктов.

– Дикие животные не делают запасы корма.

7.Найди и прочитай слова – предметы про осень. Подбери слова – признаки.

8 Составь рассказ про осенние работы на даче или в огороде: какой собрали урожай, кто собирал, как его выращивали и ухаживали за овощами.

Источник: fishingsecrets.info

pay-megafon