Плюсы и минусы офисов опен спейс

Здравствуйте уважаемые читатели блога! Офис опен спейс – это одно большое помещение, в котором трудятся люди с абсолютно разными должностями, даже руководитель находится в этом пространстве, что позволяет ему контролировать процесс. И с одной стороны – это гениальное решение, но с другой – имеет свои «подводные камни».

Организация

Сама идея возникла давно, чтобы наблюдать за работой на землях помещиков, и принадлежала князю Потёмкину. Он искал способ, который поможет справиться с ленью и ложью крепостных, что совсем не хотели работать и занимались воровством. Разместив на скотном дворе все хозяйственные постройки таким образом, что они стали видны управляющему, он достиг желаемого результата.

Только эту идею переняли совсем для других целей, и совсем не предприниматели, а пенитенциарная система. Стали строить тюремные помещения, чтобы контролировать заключённых. И только уже в 1950-х годах стали использовать в офисах, так как управляющим крупными компаниями она пришлась по вкусу.

Обычно работодатели обустраивают рабочие места небольшими перегородками, чтобы хоть как-то сохранить возможность ощущения личного пространства. Но есть и такие помещения, где всё является общим, без границ, причём даже не оставляя возможности сотрудникам хранить личные вещи, так как из-за большой текучки или из-за отсутствия привязки к одному месту человек на следующий день может просто оказаться за другим столом и компьютером.

Недостатки и преимущества

В любой ситуации существуют свои плюсы и минусы, нет единственно идеальной системы. Важно просто понимать свои особенности и учитывать специфику того места, в котором собираешься проводить большую часть времени. Допустим, для экстраверта опен спэйс может являться мечтой, так как возможность контактировать в течение дня с большим количеством людей только добавит ему энергии и вдохновения.

Чего не скажешь об интроверте, для которого подобная обстановка грозит истощением и депрессией на фоне проживания сильного стресса. Мы же попробуем рассмотреть те сложности и ресурсы, которые возникли в опыте компаний, что практикуют подобный подход.

Преимущества

  1. Самым большим и жирным плюсом, конечно же, является тот факт, что предприятие значительно экономит финансы, ведь арендовать или выкупить помещение с отдельными кабинетами и в каждом из них сделать подходящий ремонт обходится дороже, чем организовать единое пространство. Да и отсутствие стен увеличивает его примерно на 30%, а для крупных корпораций это аргумент.
  2. Оперативность решения вопросов значительно увеличивается. Вот представьте, что вам понадобилась консультация или подпись коллеги, кабинет которого находится этажом выше, вы приходите, но обнаруживаете, что дверь закрыта на замок, так как он отлучился по своим делам. Вы возвращаетесь ни с чем, периодически отвлекаясь от своих дел, чтобы дозвониться ему и уточнить, когда будет готов вас принять. А теперь другая ситуация: вы встали со своего стула, чтобы увидеть, на месте ли нужный вам человек, или даже крикнули ему что-то, если срочное дело. Думаю, тут и вопрос задавать не стоит, и так ясно, что во втором варианте оперативность значительно выше, а соответственно, и эффективность.
  3. Отсутствие границ и различий в организации пространства, которое обычно наблюдается в кабинетах людей с разными по уровню должностными обязанностями. То есть, неважно кто вы, менеджер высшего звена, руководитель, бухгалтер или оператор колл центра, вы в равных условиях. Соответственно, разрушаются барьеры в общении, что значительно снижает напряжение, которое возникает в коллективе. Сотрудникам легче общаться друг с другом, как и обращаться за помощью. Возможность находится рядом, и наблюдать за работой начальника повышает самооценку, даёт ощущение своей значимости в компании. Вот вспомните, бывали ситуации, когда вы стояли перед дверью начальника и набирались храбрости, сил, чтобы постучать и посметь войти в его пространство, проверяя изначально, можно ли беспокоить?
  4. Все на виду, а значит, не вызывая раздражения и агрессии, можно невзначай наблюдать за подчинёнными, больше с ними контактировать, вследствие чего владеть большим объёмом информации, чем руководители, предпочитающие другие стили управления.

Недостатки

  1. Open space подходит только для либерального стиля управления, иначе какой начальник согласится быть в равных условиях с подчинёнными, если старается сохранить максимальную дистанцию с ними, предпочитая вызывать страх наказания, а не радость встречи. Подробнее об этом стиле можете узнать тут.
  2. Конфиденциальность. Вернее её отсутствие. Ваши телефонные разговоры могут быть услышаны коллегами-соседями, не всегда тактичными и умеющими уважать чужие границы. А ощущение, что кто-то наблюдает за работой, читает, что вы там пишите или печатаете – вызывает массу беспокойства и тревоги, мешая сконцентрироваться на действительно важном. Планировка рабочего места порой совсем не предполагает наличия хотя бы минимальных разграничений от окружающих. То есть, в любой момент, мимо проходящий сотрудник, может случайно толкнуть вас, разлить на рубашку кофе, а также напугать неожиданностью появления за спиной.
  3. Снижение концентрации и внимания. Согласитесь, сложно делать бухгалтерский отчёт, если рядом располагается отдел продаж. Постоянный шум отвлекает, и нужно быть просто гуру духовных практик, чтобы уметь от него отключаться, занимаясь своим делом.
  4. Вирусы. Ну, кто не являлся на работу, испытывая хотя бы лёгкое недомогание? Думаю, на практике случалось у многих. А теперь представьте масштабы заражения, если в одном помещении находится более двухсот человек? А если там ещё и вентиляционная система не ахти? В Дании учёные обнаружили, что такое тесное «сожительство» рабочих столов негативно сказывается на здоровье, сотрудники компаний, которые выбрали open space, болеют на 60% больше тех людей, кто является владельцем отдельного кабинета.
  5. Психология человека такова, что он способен легко подстраиваться под настроение, которое испытывает большинство. Знаете ведь, как быстро и легко передаётся паника во время масштабного мероприятия? Стоит одному человеку запустить механизм, как он моментально сработает на всех участниках. Точно также и в офисах опен спэйс. Недовольство руководством может как вирус, поразить всех, кто рядом. Информация, то есть сплетни, из одного конца предприятия в другой уйдёт мгновенно, провоцируя возникновение бунта.

Рекомендации

Распорядок дня и правила поведения

  • Если вы читали статью микроклимат в коллективе, то знаете, что обычно «старые» сотрудники передают информацию об устоях, традициях, вводят в курс дел и всячески курируют первое время новобранцев. В случае системы опен спэйс, если там трудится слишком большое количество людей, есть риск заполучить текучесть кадров. Например, в колл центре обычно человек не выдерживает больше полугода, это его средний показатель выживаемости в столь стрессовых условиях. Отчего процесс передачи знаний новеньким может усложняться. Поэтому необходимо разработать правила поведения, и разместить на видном месте, сделав обязательным ознакомление с ними. Например, что приносить с собой еду и обедать за рабочим столом категорически запрещается, выходить на перекур не более 3-х раз в день и прочее.
  • Что делать, когда нужный вам коллега сидит через несколько столов от вас? Не стоит кричать, чтобы не добавлять ещё больше шума, звонок будет похож на игру маленьких детей, которые разговаривают с родителями по телефону, стоящими с ними рядом. Лучше всего подойти, только в течение дня может возникнуть бесчисленное количество вопросов, и если даже вы с коллегой в приятельских отношениях – он, несмотря на этот факт, будет нервно вздрагивать при вашем появлении. Так что постарайтесь отвлекать его от его задач только в ситуациях, требующих немедленного решения, лучше подкопите вопросы, и тогда уже за раз получите ответы.

Планировка

Обязательно обустройте уголок, где подчинённые будут иметь возможность заварить кофе и перекусить. Иначе вы будете провоцировать нарушение правила, о котором говорилось выше, а само предприятие будет пахнуть домашними котлетками. Также организуйте комнату, где человек сможет побыть наедине со своими мыслями, куда сможет выйти в случае возникновения сложностей с концентрацией из-за шума коллег.

Ещё немаловажным является выделение комнаты для развлечений, чтоб люди сбрасывали накопившуюся энергию. Можно поставить настольный хоккей, боксёрскую грушу или дартс, в качестве цели которого можно будет цеплять фотографии начальства. Между прочим, в Японии этот способ прижился, люди имеют возможность выпустить пар, совершенно спокойно возвращаясь к своим обязанностям.

Слышали об эффекте выгорания? Это когда человек, расходуя ресурсы, не пополняет их, что со временем приводит к сильному истощению, ненависти к работе и заболеваниям. Так вот, у таких сотрудников мало шансов «доработаться» до такого состояния, как и получить депрессию на фоне стрессов.

Советы сотрудникам офиса

1. Помните о своих границах, и обязательно отстаивайте, поэтому если все вокруг вас замучили вопросами, просьбами, да и просто разговорами, воспользуйтесь такой хитростью: поставьте на стол табличку с надписью, что в данный момент вас совсем нельзя отвлекать. Знаете, как в гостиницах? Тогда все будут знать, что лучше подойти попозже, когда надписи уже не будет.

А руководителям рекомендуется устраивать отдельные совещания, где все участники будут обсуждать коллективно какую-то проблему и разрабатывать методы избавления от неё. Если у вас сложности с отстаиванием границ, или если вы даже не знаете что это, то посмотрите эту статью.

2. Избегайте пользования сильных ароматов, помните о том, что рядом могут оказаться люди, чувствительные к запахам. Следует не только отстаивать себя, но и уметь уважать других.

3. Приобретите беруши и наушники. В моменты, когда необходимо будет сосредоточиться, вы сможете ими воспользоваться в любой момент. Главное, не находиться в них постоянно, иначе не сможете вовремя реагировать, когда к вам будут обращаться.

4. Чтобы добавить уюта и комфорта, поставьте на стол вещи, вызывающие у вас приятные чувства. Так вы лучше ощутите, что находитесь на своём месте, а также сможете периодически отвлекаться на них, испытывая нежность, радость и прочее. Обычно расставляют фото с близкими людьми.

Заключение

А напоследок хочу рекомендовать вам статью «Что такое организационная психология и зачем она нужна в компании». Успехов вам и вдохновения!

Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: qvilon.ru

pay-megafon