Общение со сверстниками некоторым детям дается далеко не так просто, как хотелось бы. Если ребенок боится детей, то помочь ему преодолеть это иррациональное чувство – первоочередная задача родителей. Страх перед сверстниками присущ как малышам, только начинающим приобретать коммуникативные способности, так и дошкольникам. И в том, и в ином случае имеющаяся проблема чревата серьезными последствиями. Ребенку, который избегает совместных игр с ровесниками, сторонится их, предстоит тяжелая адаптация к детскому саду, а в дальнейшем – к школе.
Когда ребенок боится детей, его поведение в одиночестве и в окружении сверстников разительно различается. Малыш, спокойный и послушный в обычной обстановке, на детской площадке нервничает, отказывается приближаться к другим ребятам. Если же общения избежать не удается, демонстрирует робость и с неохотой идет на контакт.
В случае возникновения конфликтной ситуации ребенок не может за себя постоять и защитить свои интересы или же, наоборот, проявляет чрезмерную немотивированную агрессию по отношению к остальным детям.
Если ребенок выказывает страх по отношению к другим детям, не всегда стоит приписывать это психологическим проблемам. Не исключено, что причина кроется в особенностях характера малыша: ярко выраженной застенчивости и робости. Со временем эти качества могут утратить свою остроту и сойти на нет без дополнительных усилий со стороны родителей.
Кроме того, в большинстве случаев ребенок боится детей из-за отсутствия социальных навыков. Боязнь проистекает от элементарного неумения строить свое общение и слабых знаний того, что следует ждать от коллектива, как вести себя в нем, что можно делать, а что нельзя. Произойти это может в том случае, если родители по каким-либо причинам сами ограничивают общение своего чада с другими детьми.
Неудачный опыт общения с ровесниками может сильно повлиять на дальнейшее отношение ребенка к другим детям. Если малыша сильно обидели, он испытал физический или психологический дискомфорт или, хуже того, боль, это автоматически накладывает свой отпечаток на детскую психику. Подспудно малыш начинает ждать повторения травмирующей ситуации, испытывает страх перед ней и пытается избежать любыми способами.
Ребенок, неуверенный в собственных способностях, с трудом идет на контакт и не получает от общения и игр с другими детьми никакого удовольствия.
Сильный отпечаток на поведенческие реакции ребенка накладывает психологическая атмосфера, которая царит в семье. Если сами родители замкнутые люди, чей круг общения ограничивается двумя-тремя самыми близкими людьми, в семье не принято ходить в гости, устраивать шумные праздники, то и ребенок невольно начнет копировать манеры взрослых.
Зародить в ребенке страх могут многие факторы, а повернуть ситуацию вспять, вернуть малышу душевное равновесие и откорректировать его коммуникативные реакции требует сил и времени. В тяжелых случаях не обойтись без посещения детского психотерапевта. Если же родители заметили проблему вовремя, то они вполне могут разрешить ее самостоятельно при условии грамотного индивидуального подхода и терпения.
Развить в ребенке навыки общения помогает посещение детских кружков, развивающих тренингов, праздничных мероприятий, спортивных секций.
Как можно чаще разговаривайте с ребенком на социальные темы. Рассказывайте, что может происходить в коллективе и как нужно на это реагировать. Научите его, как отстаивать свои интересы в кругу ровесников, как реагировать на то, что у него, к примеру, хотят отобрать игрушку. Положительный результат подкрепляйте на практике. Если же ребенок с трудом применяет полученные знания, помогите, на собственном примере покажите, как следует поступить.
На детской площадке или в другом месте скопления детей демонстрируйте ребенку свою поддержку. Он должен чувствовать, что его не дадут в обиду.
Важно не перегнуть палку и всегда оставлять ребенку простор для самореализации. Развитие навыков, укрепляющих самостоятельность и развивающих индивидуальность, должно обязательно входить в набор воспитательных методов родителей, чей ребенок боится детей.
Эффективно корректируют негативные эмоции и способствуют устранению страхов чтение книг, занятие творчеством: рисование, театрализованная деятельность.
Как можно чаще ходите с ребенком в гости и поощряйте его желание приглашать домой друзей.
Постоянно демонстрируйте ребенку свои теплые чувства. Он должен быть уверен, что нужен вам независимо от недостатков, что вы любите его таким, каков он есть.
Хвалите малыша по любому, даже самому незначительному поводу. Высокая оценка самых маленьких его успехов вселяет чувство уверенности в собственных силах.
Никогда не давайте другим детям негативных характеристик. Наоборот, обрисуйте преимущества совместных игр, расскажите, как интересно и весело будет общаться с ребятами.
Не заостряйте внимание на проблеме и не старайтесь насильно вовлечь ребенка, который боится детей, в коллектив. Психотерапия должна проводиться как можно мягче и деликатнее.