Для дошкольников и учеников 1-11 классов
16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.
Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочиненное предложение»
Обучающая: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях , отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами
Развивающая: развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях ОГЭ
Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к литературе.
Тип урока : систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум.
Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности,
метод актуализации опорных знаний.
Педагогические технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно – ориентированные
Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.
Учащиеся должны знать : сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь : определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
Средства обучения : интерактивная доска, мультимедийный проектор, тренажер «Русский язык», презентация «Сложносочинённое предложение», раздаточный материал, лист самоконтроля.
Дифференцированный подход: индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися.
Основные понятия и термины урока: сложносочинённое предложение, простое предложение с однородными членами.
I . Организационный момент.
II . Подготовка к обобщению понятий и правил .
Используя схемы, расскажите об основных видах сложных предложений. Подберите примеры, обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему?
Предикативные части, входящие в состав ССП, связываются между собой…
Между частями ССП может и не быть запятой если…
Грамматические и интонационно-смысловые особенности ССП передаются на письме с помощью…
III . Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.
– Назовите основные виды сложных предложений.( Слайд 1)
-Какое предложение называется сложносочиненным и чем оно отличается от других видов сложных предложений?(Слайд 2. Примеры из дом .задания)
– Почему простое предложение, осложнённое однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями, всё же остается простым? (примеры из дом. работы)
-Назовите группы сочинительных союзов.
– Когда в ССП ставится точка с запятой?
– Когда в ССП ставится запятая?
– А когда не ставится запятая в ССП? – Расскажите алгоритм постановки знаков препинания в ПП и ССП (Слайд3,4)
– Какие значения вносят в ССП различные союзы?
Делаем главный вывод: Какова роль сочинительных союзов в ССП?
II . Объявление темы, постановка цели урока.
Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке. Итак, мы будем
Повторять : сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
Будем учиться: отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Запись в тетрадях даты и темы урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала» .
1.Задания по группам:
А). Перестройте простые предложения с однородными членами в ССП.
1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
3. Месяц светил в окно и заливал комнату холодным светом.
Б). Постройте схемы предложений.
1. Он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство.
Читайте еще: Когда начинают кукарекать молодые петухи
2. На небе горели звёзды и светила луна.
3. Или я поступаю в институт, или надо было уезжать домой.
В). Найдите третье лишнее.
1. Федя никогда не плакал, зато находило на него иногда дикое упрямство.
2. Она не двигалась, только чуть-чуть шевелились брови.
3. Не то светло, не то темно.
2. . Работа с текстом (учащиеся получают карточки с текстом).
Весной напротив нашей школы зазеленел газон и ож…ла старая липа. С тех пор судьба его тревож…ла всех нас. Но каждую весну упрямо набухали поч…ки и появлялись маленькие новые листья. Упорство и муж…ство дерева были достойны ув…жения.
Приветствуя весну прыгали по камушкам прозрач…ные ручьи и бежали по небу белые легкие облач…ка. А вчера вечером набежали тучи и загр…хотал гром. В течени… часа сверкали молнии и лил теплый сильный дождь.
Утром все вновь зас…яло частыми яркими красками и умытое свеж. е солнце осв…тило нашу липу. Листоч…ки на ней были еще маленькие, нежные, почти прозрач…ные.. Их появление для нас озн…чало многое. Скоро зазвенит последний звонок и окончит…ся учебный год. Скоро уйдут выпускники и придут малыши. Жизнь обн…вляет…ся и продолжает…ся. Об этом и говорит нам каждую весну старое дерево, сумевшее выстоять и не желавш…е сдават…ся.
– Докажите, что это текст.
– Определите тип и стиль текста.
– Укажите предложение, в котором заключена основная мысль текста.
– Выписать предложения с общим второстепенным членом (развивается умение находить общий второстепенный член в сложносочиненном предложении, графически его обозначать, правильно пунктуационно оформлять предложение).
– Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы
– Над какими видами орфограмм вы работали?
– Какие варианты отсутствия запятой между частями сложносочиненного предложения представлены в данном тексте?
– Перечислите случаи отсутствия запятой, которые не нашли отражение в данном тексте.
-Индивидуальное задание: На интерактивной доске ученик выполняет задание:
Выполните синтаксический разбор предложения:
Утром все вновь зас…яло частыми яркими красками и умытое свеж. е солнце осв…тило нашу липу.
3. Творческое задание: Придумайте и запишите ССП с разными союзами, используя данные слова, постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.
Июль. Жара. Оглушительный треск кузнечиков. Ветер, дни. Листья, рощи. Птицы, бабочки. Деревья, тучи. Дождь, похожий на весенний. Тяжёлые капли.
4. Тест по теме ССП (ОГЭ)
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
2. Укажите номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного предложения.
Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Вы пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Княжин очень расстроился и даже побледнел, (1) но преодолел себя.
— Я должен знать, (2) я должен быть незаменимым, (3) — сказал он. — Я буду пилотом космического корабля. Я никому этого не говорил, (4) но вы меня заставили.
Читайте еще: Как солить грибы синеножки на зиму
2.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись,(3) сказала:
Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно.
Подведение итогов урока. Рефлексия
– Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.
– сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
-особенности сложносочинённого предложения;
-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
Мы весь урок учились
– отличать сложносочинённые предложения от других предложений,
– правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
А сейчас по десятибалльной шкале оцените, как каждый из вас работал на уроке.
Д/з: Повторить группы сочинительных союзов и подготовиться к контрольной работе.
1.наступила весна и .
2.деревья вновь зазеленели и .
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
VeronikaNika16 13.04.2012
Ответ
1.Наступила долгожданная весна и растопила льды и снега.(Весна наступила и растопила) -простое предл.
Наступила весна, и дни стали длиннее. (Основы :весна наступила, ни стали длиннее)- сложное
2.В конце апреля деревья вновь зазеленели и потянулись ветвями к солнышку.( деревья зазеленели и потянулись) -простое
Деревья вновь зазеленели , и молодые клейкие листочки издавали приятный нежный аромат свежести. ( Основы : деревья зазеленели, листочки издавали)-сложн.
Конспект урока по русскому языку. Перед конспектом идет приложение "Знаки препинания в сложносочиненных предложениях"
Содержимое разработки
Части разделяются запятой:
При наличии союзов:
Была тёплая ночь, и ярко светил месяц;
То ли ветер шумит, то ли дождь накрапывает;
Я б задремала под ивой зелёной, да нет мне покоя от этого звона (А. Ахматова);
Юноша нравился мне всё больше, я тоже была ему, по-видимому, симпатична;
Игра была интересная, но выиграть было невозможно, то есть выигрыш в казино, вероятно, даже не предполагался;
Не только дом нравился ему, но и вся местность была более чем симпатичной.
1) Части предложения, соединённые союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), имеют:
а) общий второстепенный член
На заре кричат петухи и кудахчут куры;
б) общую частицу
Только кричат петухи и кудахчут куры;
в) общую вводную конструкцию (слово, словосочетание, предложение)
По-моему, кричат петухи и кудахчут куры;
г) общее придаточное предложение
Когда я проснулся, кричали петухи и кудахтали куры.
2) Части предложения, соединённые союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), выражены:
а) двумя номинативными (назывными) предложениями
Мороз и солнце! (А. Пушкин);
б) двумя вопросительными или двумя побудительными предложениями
Где ты был и почему я тебя вчера не смогла увидеть?
Неси чашки и давайте пить чай;
в) двумя восклицательными предложениями
Как часто мы встречаемся и как я рад этим встречам!
г) двумя неопределённо-личными предложениями при едином подразумеваемом производителе действия
Подсудимых куда-то уводили и потом вновь ввели в зал суда;
д) двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых
Не нужно злоупотреблять терминами или же следует привести терминологический словарик.
Тема. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП.
Цели урока: 1) выявить особенности пунктуации в сложносочиненном предложении;
Читайте еще: Вяленые помидоры на сковороде
2) развивать умения пунктуационного оформления сложного предложения;
3) воспитывать любовь к русскому языку.
I. Организационный момент.
По данным словам восстановите пословицы.
Запишите их под номерами.
1. По одежде встречают, а по уму провожают.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
3. Готовь сани летом, а телегу – зимой.
4. Весна красна цветами, а осень – снопами.
– Какие у вас получились предложения?
– Почему в них используется союз а? (В этих пословицах содержится противопоставление.)
– Какие из пар слов можно назвать антонимами? Почему?
а) Укажите неполные предложения (назвать номера и записать предложения).
б) Найдите односоставные предложения и назовите их тип (номер предложения и рядом тип).
в) В каком предложении есть составное сказуемое? (Указать номер и назвать тип сказуемого.)
Ключи: а) 3,4 (телегу – зимой, осень – снопами);
б) 1,3 – обобщенно-личные;
в) 4 – составное именное (красна).
III. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.
– Прочитайте записанные на доске схемы.
– Составьте алгоритм постановки знаков препинания при союзе и.
1. Найти опознавательный признак – союз и.
2. Определить, что он соединяет:
Части сложного предложения
Запятая перед и ставится
3. Определить, является ли союз и повторяющимся:
Запятая перед и не ставится
Запятая перед и ставится
– Предположите, как будет звучать тема сегодняшнего урока.
Тему (Знаки препинания в сложносочиненном предложении) и цель (Расширение и углубление знаний о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков) учащиеся формулируют самостоятельно.
V. Открытие нового знания.
– Рассмотрите случаи, когда запятая в сложносочиненном предложении не ставится.
– Какую новую для себя информацию вы выделили?
VI. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом
Весной напротив нашей школы зазеленел газон и ож…ла старая липа. С тех пор судьба его тревож…ла всех нас. Но каждую весну упрямо набухали поч…ки и появлялись маленькие новые листья. Упорство и муж…ство дерева были достойны ув…жения.
Приветствуя весну прыгали по камушкам прозрач…ные ручьи и бежали по небу белые легкие облач…ка. А вчера вечером набежали тучи и загр…хотал гром. В течени… часа сверкали молнии и лил теплый сильный дождь.
Утром все вновь зас…яло частыми яркими красками и умытое свеж. е солнце осв…тило нашу липу. Листоч…ки на ней были еще маленькие, нежные, почти прозрач…ные.. Их появление для нас озн…чало многое. Скоро зазвенит последний звонок и окончит…ся учебный год. Скоро уйдут выпускники и придут малыши. Жизнь обн…вляет…ся и продолжает…ся. Об этом и говорит нам каждую весну старое дерево, сумевшее выстоять и не желавш…е сдават…ся.
– Докажите, что это текст.
– Определите тип и стиль текста.
– Укажите предложение, в котором заключена основная мысль текста.
– Выписать предложения с общим второстепенным членом (развивается умение находить общий второстепенный член в сложносочиненном предложении, графически его обозначать, правильно пунктуационно оформлять предложение).
– Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы
– Над какими видами орфограмм вы работали?
– Какие варианты отсутствия запятой между частями сложносочиненного предложения представлены в данном тексте?
– Перечислите случаи отсутствия запятой, которые не нашли отражение в данном тексте.
Самостоятельная работа – конструирование 2-3-х предложений, иллюстрирующих эти случаи.
Источник: