Весной напротив нашей школы зазеленел газон

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочиненное предложение»

Обучающая: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях , отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами

Развивающая: развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях ОГЭ

Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к литературе.

Тип урока : систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум.

Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности,

метод актуализации опорных знаний.

Педагогические технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно – ориентированные

Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.

Учащиеся должны знать : сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь : определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Средства обучения : интерактивная доска, мультимедийный проектор, тренажер «Русский язык», презентация «Сложносочинённое предложение», раздаточный материал, лист самоконтроля.

Дифференцированный подход: индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися.

Основные понятия и термины урока: сложносочинённое предложение, простое предложение с однородными членами.

I . Организационный момент.

II . Подготовка к обобщению понятий и правил .

Используя схемы, расскажите об основных видах сложных предложений. Подберите примеры, обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему?

Предикативные части, входящие в состав ССП, связываются между собой…

Между частями ССП может и не быть запятой если…

Грамматические и интонационно-смысловые особенности ССП передаются на письме с помощью…

III . Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.

– Назовите основные виды сложных предложений.( Слайд 1)

-Какое предложение называется сложносочиненным и чем оно отличается от других видов сложных предложений?(Слайд 2. Примеры из дом .задания)

– Почему простое предложение, осложнённое однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями, всё же остается простым? (примеры из дом. работы)

-Назовите группы сочинительных союзов.

– Когда в ССП ставится точка с запятой?

– Когда в ССП ставится запятая?

– А когда не ставится запятая в ССП? Расскажите алгоритм постановки знаков препинания в ПП и ССП (Слайд3,4)

– Какие значения вносят в ССП различные союзы?

Делаем главный вывод: Какова роль сочинительных союзов в ССП?

II . Объявление темы, постановка цели урока.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке. Итак, мы будем

Повторять : сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

Будем учиться: отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Запись в тетрадях даты и темы урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала» .

1.Задания по группам:

А). Перестройте простые предложения с однородными членами в ССП.

1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.

2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.

3. Месяц светил в окно и заливал комнату холодным светом.

Б). Постройте схемы предложений.

1. Он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство.

Читайте еще:  Когда начинают кукарекать молодые петухи

2. На небе горели звёзды и светила луна.

3. Или я поступаю в институт, или надо было уезжать домой.

В). Найдите третье лишнее.

1. Федя никогда не плакал, зато находило на него иногда дикое упрямство.

2. Она не двигалась, только чуть-чуть шевелились брови.

3. Не то светло, не то темно.

2. . Работа с текстом (учащиеся получают карточки с текстом).

Весной напротив нашей школы зазеленел газон и ож…ла старая липа. С тех пор судьба его тревож…ла всех нас. Но каждую весну упрямо набухали поч…ки и появлялись маленькие новые листья. Упорство и муж…ство дерева были достойны ув…жения.

Приветствуя весну прыгали по камушкам прозрач…ные ручьи и бежали по небу белые легкие облач…ка. А вчера вечером набежали тучи и загр…хотал гром. В течени… часа сверкали молнии и лил теплый сильный дождь.

Утром все вновь зас…яло частыми яркими красками и умытое свеж. е солнце осв…тило нашу липу. Листоч…ки на ней были еще маленькие, нежные, почти прозрач…ные.. Их появление для нас озн…чало многое. Скоро зазвенит последний звонок и окончит…ся учебный год. Скоро уйдут выпускники и придут малыши. Жизнь обн…вляет…ся и продолжает…ся. Об этом и говорит нам каждую весну старое дерево, сумевшее выстоять и не желавш…е сдават…ся.

– Докажите, что это текст.

– Определите тип и стиль текста.

– Укажите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

– Выписать предложения с общим второстепенным членом (развивается умение находить общий второстепенный член в сложносочиненном предложении, графически его обозначать, правильно пунктуационно оформлять предложение).

– Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы

– Над какими видами орфограмм вы работали?

– Какие варианты отсутствия запятой между частями сложносочиненного предложения представлены в данном тексте?

– Перечислите случаи отсутствия запятой, которые не нашли отражение в данном тексте.

-Индивидуальное задание: На интерактивной доске ученик выполняет задание:

Выполните синтаксический разбор предложения:

Утром все вновь зас…яло частыми яркими красками и умытое свеж. е солнце осв…тило нашу липу.

3. Творческое задание: Придумайте и запишите ССП с разными союзами, используя данные слова, постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.

Июль. Жара. Оглушительный треск кузнечиков. Ветер, дни. Листья, рощи. Птицы, бабочки. Деревья, тучи. Дождь, похожий на весенний. Тяжёлые капли.

4. Тест по теме ССП (ОГЭ)

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.

2. Укажите номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного предложения.

Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Вы пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Княжин очень расстроился и даже побледнел, (1) но преодолел себя.

Я должен знать, (2) я должен быть незаменимым, (3) — сказал он. — Я буду пилотом космического корабля. Я никому этого не говорил, (4) но вы меня заставили.

Читайте еще:  Как солить грибы синеножки на зиму

2.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись,(3) сказала:

Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно.

Подведение итогов урока. Рефлексия

– Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.

– сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

-особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

Мы весь урок учились

– отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

– правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

А сейчас по десятибалльной шкале оцените, как каждый из вас работал на уроке.

Д/з: Повторить группы сочинительных союзов и подготовиться к контрольной работе.

1.наступила весна и .
2.деревья вновь зазеленели и .

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

VeronikaNika16 13.04.2012

Ответ

1.Наступила долгожданная весна и растопила льды и снега.(Весна наступила и растопила) -простое предл.

Наступила весна, и дни стали длиннее. (Основы :весна наступила, ни стали длиннее)- сложное

2.В конце апреля деревья вновь зазеленели и потянулись ветвями к солнышку.( деревья зазеленели и потянулись) -простое

Деревья вновь зазеленели , и молодые клейкие листочки издавали приятный нежный аромат свежести. ( Основы : деревья зазеленели, листочки издавали)-сложн.

Конспект урока по русскому языку. Перед конспектом идет приложение "Знаки препинания в сложносочиненных предложениях"

Содержимое разработки

Части разделяются запятой:

При наличии союзов:

Была тёплая ночь, и ярко светил месяц;

То ли ветер шумит, то ли дождь накрапывает;

Я б задремала под ивой зелёной, да нет мне покоя от этого звона (А. Ахматова);

Юноша нравился мне всё больше, я тоже была ему, по-видимому, симпатична;

Игра была интересная, но выиграть было невозможно, то есть выигрыш в казино, вероятно, даже не предполагался;

Не только дом нравился ему, но и вся местность была более чем симпатичной.

1) Части предложения, соединённые союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), имеют:

а) общий второстепенный член

На заре кричат петухи и кудахчут куры;

б) общую частицу

Только кричат петухи и кудахчут куры;

в) общую вводную конструкцию (слово, словосочетание, предложение)

По-моему, кричат петухи и кудахчут куры;

г) общее придаточное предложение

Когда я проснулся, кричали петухи и кудахтали куры.

2) Части предложения, соединённые союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), выражены:

а) двумя номинативными (назывными) предложениями

Мороз и солнце! (А. Пушкин);

б) двумя вопросительными или двумя побудительными предложениями

Где ты был и почему я тебя вчера не смогла увидеть?

Неси чашки и давайте пить чай;

в) двумя восклицательными предложениями

Как часто мы встречаемся и как я рад этим встречам!

г) двумя неопределённо-личными предложениями при едином подразумеваемом производителе действия

Подсудимых куда-то уводили и потом вновь ввели в зал суда;

д) двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых

Не нужно злоупотреблять терминами или же следует привести терминологический словарик.

Тема. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП.

Цели урока: 1) выявить особенности пунктуации в сложносочиненном предложении;

Читайте еще:  Вяленые помидоры на сковороде

2) развивать умения пунктуационного оформления сложного предложения;

3) воспитывать любовь к русскому языку.

I. Организационный момент.

По данным словам восстановите пословицы.

Запишите их под номерами.

1. По одежде встречают, а по уму провожают.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

3. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

4. Весна красна цветами, а осень – снопами.

– Какие у вас получились предложения?

– Почему в них используется союз а? (В этих пословицах содержится противопоставление.)

– Какие из пар слов можно назвать антонимами? Почему?

а) Укажите неполные предложения (назвать номера и записать предложения).

б) Найдите односоставные предложения и назовите их тип (номер предложения и рядом тип).

в) В каком предложении есть составное сказуемое? (Указать номер и назвать тип сказуемого.)

Ключи: а) 3,4 (телегу – зимой, осень – снопами);

б) 1,3 – обобщенно-личные;

в) 4 – составное именное (красна).

III. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.

Прочитайте записанные на доске схемы.

– Составьте алгоритм постановки знаков препинания при союзе и.

1. Найти опознавательный признак – союз и.

2. Определить, что он соединяет:

Части сложного предложения

Запятая перед и ставится

3. Определить, является ли союз и повторяющимся:

Запятая перед и не ставится

Запятая перед и ставится

– Предположите, как будет звучать тема сегодняшнего урока.

Тему (Знаки препинания в сложносочиненном предложении) и цель (Расширение и углубление знаний о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков) учащиеся формулируют самостоятельно.

V. Открытие нового знания.

– Рассмотрите случаи, когда запятая в сложносочиненном предложении не ставится.

– Какую новую для себя информацию вы выделили?

VI. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом

Весной напротив нашей школы зазеленел газон и ож…ла старая липа. С тех пор судьба его тревож…ла всех нас. Но каждую весну упрямо набухали поч…ки и появлялись маленькие новые листья. Упорство и муж…ство дерева были достойны ув…жения.

Приветствуя весну прыгали по камушкам прозрач…ные ручьи и бежали по небу белые легкие облач…ка. А вчера вечером набежали тучи и загр…хотал гром. В течени… часа сверкали молнии и лил теплый сильный дождь.

Утром все вновь зас…яло частыми яркими красками и умытое свеж. е солнце осв…тило нашу липу. Листоч…ки на ней были еще маленькие, нежные, почти прозрач…ные.. Их появление для нас озн…чало многое. Скоро зазвенит последний звонок и окончит…ся учебный год. Скоро уйдут выпускники и придут малыши. Жизнь обн…вляет…ся и продолжает…ся. Об этом и говорит нам каждую весну старое дерево, сумевшее выстоять и не желавш…е сдават…ся.

– Докажите, что это текст.

– Определите тип и стиль текста.

– Укажите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

– Выписать предложения с общим второстепенным членом (развивается умение находить общий второстепенный член в сложносочиненном предложении, графически его обозначать, правильно пунктуационно оформлять предложение).

– Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы

– Над какими видами орфограмм вы работали?

– Какие варианты отсутствия запятой между частями сложносочиненного предложения представлены в данном тексте?

– Перечислите случаи отсутствия запятой, которые не нашли отражение в данном тексте.

Самостоятельная работа – конструирование 2-3-х предложений, иллюстрирующих эти случаи.

Источник: fishingsecrets.info

pay-megafon