Григорианское пение

Григорианское пение Григорианское пение (лат. cantus gregorianus; итал. canto gregoriano англ. Gregorian chant, фр. chant gregorien, нем. gregorianischer Gesang), григорианский хорал, cantus planus — традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), автора множества песнопений римской литургии. На самом деле роль Григория сводится лишь к составлению литургического обихода, возможно, антифонария. Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголосной европейской музыки: от органума и дисканта вплоть до мессы высокого Возрождения. По степени распева (богослужебного) текста песнопения подразделяются на силлaбические (1 тон на слог текста), невматические (2-3 тона на слог) и мелизматические (неограниченное количество тонов на слог). К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму — преимущественно интроиты, коммунио (причастный антифон) и некоторые ординарные песнопения мессы, к третьему — большие респонсории оффиция и мессы (т. е. градуалы), тракты, аллилуйи и др. По типу исполнения григорианское пение классифицируется на aнтифонное (чередование двух групп певчих, например, все псалмы) и респонсорное (пение солиста чередуется с пением ансамбля или хора). Община в богослужебном пении в целом участие не принимает (за исключением некоторых общих молитв). Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также церковными тонами. В основных чертах григорианское пение сформировалось на территории современной Франции, Южной Германии, Швейцарии и Северной Италии в 8-9 веках. В григорианском пении сочетаются древные интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы староримской, галликанской, амвросианской церкoвнопевческих традиций, фольклор германских и кельтских племен. Самые древние рукописи григорианского пения (конец 8 века) содержат лишь тексты (в том числе, тонарии, служившие пособием для певчих). От 9 века до нас дошли первые нотные рукописи.
Источник: eurodance-music.ru

pay-megafon