Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова. Мотив в психологии – это то, что вынуждает личность действовать. То есть, возникла потребность – её следует удовлетворить, но не каждый способен обнаружить для себя весомые причины, чтобы разворачивать активную деятельность, и тогда на отсутствие попыток также будет свой мотив.
Немного общей информации
Знаете, что отличает живую природу от неживой? Потребности. Они сопровождают каждое живое существо, напоминая ему что-то делать, чтобы сохранить себя. Распознавая, в чём именно нуждается в данный момент, это существо или человек отправляется на поиски необходимого, из-за чего активизируется весь его организм.
Это уже будет целью, которая вполне может не совпадать с мотивом, так как первая указывает на то, к чему именно стремится организм, а второй – почему он это делает. Он, кстати, является не просто одной из важных составляющих нашей деятельности, но также ценным компонентом мотивационной сферы. Не обладает такими характеристиками, как статичность и стабильность, потому что постоянно меняется в течение жизни, порой настолько затрагивая личность человека, что превращается в черту характера.
Например, такое понятие как альтруизм, на самом деле берёт своё начало из ощущения постоянного желания помогать, основой которого может служить потребность в признании или наоборот, получении поддержки и помощи. Но, не в силах заявить о них или признать, человек начинает действовать прямо противоположным образом. Более подробно о мотивации вы сможете узнать, если посмотрите эту статью.
Как работает мотив
- Начинается он с того момента, как человек ощущает нужду, неудовлетворение и тревогу, изменение эмоционального состояния, и даже физического. Вот смотрите вы вечером читаете книгу, и неожиданно замечаете, что желудок начинает «бурчать», вы немного «на взводе» и чтение уже не так увлекает, как прежде.
- После чего происходит процесс осознания. Сначала происходит поиск вероятной причины беспокойства. На нашем примере – это пищевая потребность, проще говоря, голод. Затем формируется и выделяется желание, то есть – я хочу есть, и уже тогда обдумывается способ или объект, которые помогут мне удовлетворить его. То есть, я непосредственно пытаюсь соотнести своё желание с реальностью, потому что, захотев утолить голод чёрной икрой – я могу и не обнаружить заветную баночку в холодильнике, как и денег на покупку, а вот бутерброд с колбасой – запросто.
- Осуществление намерения, то есть я начинаю действовать, чтобы ощутить удовлетворение, и спокойно читать книгу дальше.
Функции
- Побуждающая. Она провоцирует на совершение каких-либо поступков и актуализирует импульсы. Вряд ли бы вы проснулись в час ночи, и заставили себя встать, если бы не ощутили сильное желание сходить в туалет.
- Направляющая. Помогает выбрать, какой тип действий следует совершить, чтобы реализовать желание. Это чтобы вы дошли до туалета, а не просто стали в комнате справлять нужду.
- Регулирующая. Эта функция отображает направленность, то ли на удовлетворение своих желаний, то ли коллектива, семьи и прочее.
Классификация
1. По содержанию
A. Идейные. Затрагивают ту часть личности, что отвечает за мировоззрение. И тогда человек будет отстаивать свою позицию, даже если будет понимать, что она вредит ему. Кстати, именно благодаря идейности многие лидеры достигали колоссального успеха и завоёвывали признание тысяч и миллионов людей. Не всегда, правда, они были положительными, например, как Гитлер или Муссолини.
B. Политические. Отображают отношение и выбранную позицию в сфере политики, отчего человек становится членом партии и прочее.
C. Нравственные. Учитываются теми, кто придерживается норм поведения, правил, морали и принципов. Кстати, отлично регулирует деятельность, порой предупреждая девиантность, и, что хуже – делинквентность, то есть совершение противоправных действий. Но это зависит от того, принципы какой группы блюдутся. Более подробно о девиантности можете узнать тут.
D. Эстетические. Отображают стремление к прекрасному, красивому. Именно оно порой движет художниками, музыкантами, дизайнерами…
2. По происхождению
A. Социальные. Их ещё называют патриотическими, потому что возникают на основе чувств любви и благодарности по отношению к стране, в которой родился. Существует бесчисленное количество историй, когда человек готов был умереть, только бы отстоять свою страну, город, он мог мучиться, страдать, но всё равно не покидать её пределы ради более комфортной жизни.
B. Коллективистские. Поведение личности определяется тем, в каком коллективе он находится. Существуют люди, способные пожертвовать собственными интересами ради группы, к которой принадлежит.
C. Рабочие. Возникают под влиянием особенностей сферы деятельности человека ведь, работа, по факту занимает большую часть жизни. К примеру, врачи, чтобы сохранить своё душевное и психическое здоровье, могут утратить способность к сопереживанию. Иначе, ежедневно проживая невыносимую боль и грусть, они вполне могут сойти с ума.
D. Поощрительные. Поощрения, в виде заработной планы, похвалы или грамот сподвигают людей выходить из зоны комфорта и отправляться работать. Такая себе стимуляция сохранять жизнедеятельность.
3. По сфере труда
A. Общественные, политические.
B. Профессиональные.
C. Познавательные.
4. По длительности
A. Постоянные. Если читали статью про пирамиду Маслоу, то знаете о существовании естественных потребностей человека, какие виды бывают и чем грозит их неудовлетворение. Невозможно накушаться раз и навсегда, как бы мы после переедания не обещали себе, больше никогда ничего не есть, всё равно наступит момент, когда пища переварится, и мы будем испытывать дикий голод.
B. Длительные. Могут быть актуальными много лет. Например, во время обучения в университете было очень интересно познавать что-то новое, но со временем, получив профессию и идеально зная сферу своей деятельности, человек может утратить стремление развиваться непосредственно в этой теме. Да и потом могут быть совсем другие приоритеты, например, необходимость много зарабатывать, чтобы прокормить семью, поэтому на чтение книг или написание диссертации не будет времени.
C. Кратковременные. Действуют в течение короткого промежутка времени, допустим, узнали о новом виде спорта, заинтересовались, немного освоили его и переключились на другие интересы.
5. По силе
A. Сильные. Встречали людей с настолько сильной мотивацией, что они готовы были горы свернуть, лишь бы достичь желаемого?
B. Умеренные. Формы проявления активности не столь яркие и сильные, как в предыдущем типе, но всё же, человек способен на многое, чтобы реализовать свои мечты.
C. Слабые. То есть мотивы, совсем никак не влияющие на жизнь и действия личности, хотя иногда побуждающие её к активности.
6. По проявлению
A. Реальные. То есть причины, что активируют организм и заставляют действовать, являются актуальными в данный период жизни, а не надуманными.
B. Потенциальные. Тут уже мотивы, которые сформировались, но пока никак не проявились, потому что, или изменилась сфера деятельности, или человек только готовится к ней.
7. По уровню осознанности
A. Осознанные. Характеристика осознанного человека отличается от неосознанного тем, что первый понимает, что именно он хочет, каким образом может этого достичь и какие его действия повлекут за собой последствия.
B. Неосознанные. Такие психологи, как Леонтьев или Петровский считали, что намерения обычно не осознаются человеком, а вот Зигмунд Фрейд утверждал, что хотя бы частично, но личность даёт себе отчёт в действиях, когда ей движут мечты.
Заключение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендую вам пройти тест «Тест на определение уровня мотивации на успех», чтобы знать, на каком уровне она у вас, и стоит ли пытаться её повысить. К тому же, по итогам тестирования указаны индивидуальные рекомендации для каждого уровня. Развитие – немаловажная часть жизни каждого человека, поэтому не стоит на ней экономить время и ресурсы. Ведь, как вы знаете, технологии не стоят на месте, и лидируют те, кто может проявить свои способности и верит в свои силы. Успехов вам и свершений!
Материал подготовила Журавина Алина.
Источник: